Методы развития речи учащихся - Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Кошелевка муниципального района Сызранский Самарской области. Так как начальная школа является первой ступенью в систематическом усвоении научных знаний, она должна учитывать логику познавательной деятельности в этом возрасте, когда первичным является формирование отношения к изучаемому материалу. В первую очередь необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно-познавательной деятельности и успешном развитии речевых творческих способностей учащихся. О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи — С.

В е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. В 30 — е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. На рубеже XX — XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей.

Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося. Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: Львова, речь — это способ познания действительности.

С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Рамзаева, под развитием речи в узком смысле понимает овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.

При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.

Понятие речи. Методы развития речи - Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок - Педагогика и воспитание - DealEducation

Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие речевого развития ребенка — это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка — создание речевой среды.

Еще одно условие — речевая активность самого ребенка. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника — показатель его умственного развития.

Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок , отбор лучших текстов. Материалы для биографического словаря. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Для этого по кругу передается какой-то предмет и произносится скороговорка одна и та же или для каждого человека своя. Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки.

Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи или упражнения по развитию речи: Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое. Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы.

Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Формы работы со скороговоркой могут быть различны: Прежде чем сказать, поверни язык семь.

Верблюда под мостом не спрячешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Шило в мешке не утаишь. Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются: Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние.

На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям. Детям предлагается что-то сделать: Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным интересным.

В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне.

Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и формирования речи младших школьников. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

Мультимедийные технологии могут быть использованы: Как сопровождение объяснения учителя. Для организации проектной деятельности младших школьников. Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам.

Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у Главная задача учителя на уроках литературного чтения — формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе.

Как особому виду искусства. Большую роль играет методика Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной коррекционной школы VIII вида. Социальная сеть работников образования ns portal. Детский сад Начальная школа Школа НПО и СПО ВУЗ. Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы.

Поиск по библиотеке Воспитательная работа Для комплексов "Детский сад-начальная школа" Здоровый образ жизни Изобразительное искусство Иностранный язык Информатика История Логопедия Математика Материалы для родителей Материалы МО Междисциплинарное обобщение Музыка Общепедагогические технологии Окружающий мир Основы безопасности жизнедеятельности Психология Региональный компонент Русский язык Сценарии праздников Технология Физкультура Чтение Разное Аудиозаписи Видеозаписи.

Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной коррекционной школы — интерната VIII вида Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Методы и приемы работы по развитию речи Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".

Методические рекомендации на тему: Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной коррекционной школы VIII вида".

Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. Ученики, Такие же мальчишки. Поставленные задачи решены следующим образом.

С этой целью разрабатываются учебно-методические пособия с привлечением нового дидактического материала, которые, наряду с овладением правилами нормативной речи и развитием речевых умений и навыков, ставят задачи развития творческого потенциала младших школьников, способствуют дальнейшему овладению речевыми умениями и формируют умение учиться. Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи?